Июль 2018 года дал старт второму этапу реформирования бизнеса в части обязательного перехода на ККТ нового образца, и более полутора миллионов онлайн-касс были введены в эксплуатацию с учетом новых требований закона.
Поправки в 54-ФЗ были внесены дополнительным законопроектом и с 01.07.2018 вступили в юридическую силу. Указанные нововведения коснулись обязательности установки ККТ, завершения периода отсрочки для некоторых категорий бизнеса, оснований выбора техники под нужды предпринимательства, возмещения затрат на обеспечение бизнеса новым кассовым оборудованием.
Обновленный Федеральный закон учитывает проблематику, выявленную путем анализа опыта первых шагов кассовой реформы. В частности, закон принимает во внимание объективное формирование нехватки тех или иных моделей ККТ при начале нового этапа модернизации налогообложения предпринимательства. Законодательно допускается возможность «облачных» арендуемых касс для легального проведения безналичных платежей. Такое количество вариантов законной эксплуатации техники позволяет налогоплательщикам максимально сократить затраты на обязательную оптимизацию ККТ в 2018 году и при этом эффективно продолжать работу в правовом поле РФ.
Период отсрочки завершен 01.07.2018 и льгота более не охватывает:
- ООО и ИП, чьи сотрудники заняты в сфере общественного питания;
- представителей розничной торговли (в том числе торгующих подакцизными товарами) и предпринимателей, устанавливающих вендинговые автоматы, при условии, что владельцами бизнеса являются ИП на ПСН/ЕНВД или общества с ограниченной ответственностью на ЕНВД;
- собственников интернет-площадок, торговля на которых производится при помощи безналичного расчета.
ККТ для предприятий и предпринимателей в 2018
Стоит сразу оговориться, что статьей 2 54-ФЗ регламентируется единый перечень видов деятельности, не требующей установки ККТ нового образца:
- носильщики на железнодорожных станциях и на территории аэропортов;
- реализаторы печатной периодики (СМИ), религиозной атрибутики, народного творчества, а также товаров народного потребления и продуктов питания на железнодорожном транспорте;
- продавцы ярмарочной и рыночной торговли;
- приемка вторсырья и лома;
- торговля нефасованными напитками (из бочек и цистерн), мороженым;
- ремонт, производство и продажа ключей и группы галантерейных товаров;
- арендодатели — собственники имущества, предлагаемого для найма;
- аптекари фельдшерских и акушерских пунктов в сельской местности.
К указанному перечню также относят: - предоставление библиотечных услуг;
- эксплуатацию механических вендинговых машин по продаже игрушек, сувениров, жевательной резинки, бахил, принимающих к оплате металлические деньги;
- деятельность страховых агентов, но такая деятельность предполагает обязательную передачу БСО или чека потребителю услуг после фиксации поступления денежных средств в кассу страховой организации;
- предпринимательскую деятельность в труднодоступных местностях, численность населения в которых составляет менее 10 000 человек (но эта норма не освобождает предпринимателя от обязанности предоставления покупателю товарного чека).
Все остальные варианты торговли в обязательном порядке подпадают под действие кассовой реформы и игнорирование законных требований чревато штрафными санкциями и невозможностью продолжения предпринимательской деятельности.
Требования для онлайн-бизнеса
С 2018 года интернет-площадки также перешли на торговлю с использованием новых ККТ.
Положения 54-ФЗ не распространяются только на следующие случаи:
- онлайн-магазин ведет торговую деятельность выборочно с юридическими лицами в форме безналичного расчета;
- интернет-магазин не осуществляет самостоятельной доставки товара, а пользуется услугами транспортной или курьерской организации, а расчет производится не напрямую между покупателем продавцом, а с участием посредника (как вариант — той же логистической фирмы).
Таким образом, отсрочка, действовавшая до 01.07.2018 года, более неприменима для интернет-площадок, которые предполагают использование электронных платежных систем.
Вендинговые автоматы
Июль 2018 стал отправной точкой иного порядка вендинговой торговли. Каждая покупка через такой автомат или через платежный терминал должна подтверждаться выдачей чека, причем способ оплаты (наличные или карта) не имеет значения. В соответствии с законом, все без исключения вендинговые машины должны быть оснащены онлайн-кассами, вне зависимости от формы собственности предприятия или режима ИП их эксплуатирующих. На практике более четверти автоматов технически не подошли под актуальные требования и машины старого образца было предложено изъять. Законодателем были учтены интересы малого бизнеса. Очевидно, что утрата оборудования привела бы к закрытию тысяч предпринимательств, поэтому в закон были внесены соответствующие поправки.
Правительством РФ 03.08.2018 был принят законопроект № 344028-7, которым утверждается законный механизм работы вендинговых автоматов — № 192-ФЗ. Согласно установленным нормам можно использовать одну «облачную» ККТ для двух и более торговых машин. При выборе такого варианта обслуживания покупателей стоит помнить, что смена места нахождения аппарата приведет к необходимости перепривязки торгового оборудования к кассе. Более того, данная возможность актуальна только в случае наглядности на корпусе устройства оригинального заводского номера и только если сверка данного обозначения не требует разборки техники.
Допускается оплата транспортных услуг или неподакцизных и немаркированных товаров без выдачи покупателю чека и без его электронного эквивалента.
До 01.02.2020 года длится буферный период переоснастки вендинговых автоматов — с указанной даты будет действовать требование об отображении QR-кода чека на дисплее.
Сохранена возможность отсутствия онлайн-касс в автоматах по продаже нефасованной питьевой воды и в механических машинах, технически оснащенных для приема монет.
Для индивидуальных предпринимателей, деятельность которых не предполагает наемного труда остается прежняя отсрочка — до 01.07.2019.
ККТ в 2018 году: особенности работы и перехода на обновленный режим
Новый порядок работы имеет ряд особенностей. Теперь налогоплательщику необходимо вести бизнес исключительно с ККМ нового образца — приобрести онлайн-кассу или модернизировать старую. Существенным нововведением является необходимость проведения интернета в торговых точках, при этом законодатель не устанавливает жестких требований к способу подключения и скорости передачи данных. Для полноценного обмена информацией с ОФД пользователю достаточно обеспечить 2G-соединение. Сами кассовые аппараты, работа которых отвечает требованиям 54-ФЗ, внесены в реестр Федеральной налогов службы и полных их перечень содержится на официальном сайте ФНС.
Для перехода на новые ККТ в 2018 году необходимо совершить несколько несложных шагов:
- получить КЭП (квалифицированную электронную подпись) — причем простая и усиленная неквалифицированная подписи для целей регистрации ККТ или работы с ЕГАИС не подходят;
- выбрать оператора фискальных данных и заключить с ним договор о предоставлении услуг;
- подключить кассу и ПО к ней;
- пройти процедуру регистрации кассы в ФНС.
Для осуществления предпринимательской деятельности можно выбрать один из 136 аппаратов, легальность которых удостоверяется ФНС. Разница между подходящими ККТ состоит в их технических характеристиках и функциональных возможностях. Более поздние модели отличаются улучшенным дизайном, но их стоимость выше. Пользователь должен самостоятельно выделить нужные для конкретного бизнеса опции и подбирать технику конкретно под себя, поскольку каждая дополнительная функция влияет на рост цены ККТ.
Предпринимателю необходимо учитывать требования закона в отношении фискального накопителя. Важно помнить, что формат фискальных данных 1.0 не будет являться допустимым с 01.01.2019 и законная работа будет продолжаться с использованием более современных: 1.05 и 1.1.
ККТ 2018: исключения и санкции за нарушение закона
Игнорирование требований законодательства об обязательной установке ККТ, регистрации техники и работы с онлайн-кассами нового образца чревато штрафами. Отсутствие кассовой техники в точке продаж, нарушение процедуры регистрации, несоответствующая закону эксплуатация онлайн-кассы влекут за собой административную ответственность в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.
Помимо штрафных санкций может быть вынесен запрет на предпринимательскую деятельность, поэтому налогоплательщик лишается не только реальной суммы штрафа, но и упущенной выгоды от торговли на время простоя бизнеса. В соответствии с 54-ФЗ в обязанность продавца вменяется выдача чека покупателю, и законодатель в этом случае не обращает внимания на тот факт, что покупатель мог и не требовать получения квитанции. Если чек не был выдан клиенту, назначается штраф:
- для индивидуального предпринимателя – 2 000 руб;
- для организаций разных форм собственности – 10 000 руб.
Штрафные санкции за нарушение законного режима работы с ККТ в 2018 году
№ | Какое требование нарушено | Предприниматели | Организации |
1 | В точке продаж нет онлайн-кассы, оплата производится за наличный расчет или безналичным способом через платежные системы | Не менее 25 % и не более 50 % от суммы полученных незаконным образом платежей, в материальном эквиваленте — не менее 10 000 рублей | Не менее 75 % и не более 100 % от суммы полученных незаконным образом платежей, в материальном эквиваленте — не менее 30 000 рублей |
2 | Точка продаж не оснащена онлайн-кассой при проведении повторной проверки, сумма выручки торговой единицы без использования ККТ составляет или превышает 1 млн руб. | Вынесение запрета на ведение предпринимательской деятельности на 90 календарных дней | |
3 | Эксплуатация некорректно работающей ККТ, неисправной кассы или техники, отсутствующей в официальном реестре, работа с нарушением правил использования ККТ | Вынесение предупреждения лицу или назначение штрафа в размере 1 500 – 3 000 руб. | Вынесение предупреждения учредителям или собственникам бизнеса или назначение штрафа в размере 5 000 – 10 000 руб. |
Все рассмотренные нововведения касаются вновь утвержденного и постоянного режима использования ККМ. Суть применения кассовой техники осталась прежней — контроль товарно-денежных операций и прозрачность налогообложения. При этом работа кассира не пополнялась дополнительными задачами, и переквалификация сотрудников для работы с техникой последнего поколения не требуется. Рынок предлагает почти полторы сотни моделей ККТ в рамках 54-ФЗ, но принцип их использования един — прием платежей от потребителей товаров и услуг, а также отчет о статусе продаж и передача информации в контролирующий орган (налоговую службу).
Кассовая реформа призвана оптимизировать процесс передачи отчетности в ФНС и сделать бизнес более прозрачным. Переход на новую кассовую технику и полный отказ от устаревшего формата работы позволяет экономить время и ускорить взаимодействие потребителя и продавца. Получение чека на руки или в электронной форме способствует установлению доверия, поскольку открытость информации о проведенной сделке позволяет сверить фактически полученное количество товара с тем, которое отпущено согласно документу.
Наиболее весомую роль онлайн-кассы играют в сфере законности и налоговой дисциплины. Реформой решается вопрос удаленного централизованного контроля легальной торговли, и при этом не требуется увеличение штата сотрудников ФНС или усиления мер воздействия на нарушителей. Передача данных в режиме реального времени снижает до нуля риски сокрытия информации о продажах и, соответственно, повышается сумма поступающих в казну налогов.
Скорость, простота, безопасность и прозрачность — вот четыре наиболее очевидных преимущества онлайн-касс.
Приобрели кассы и сканеры для установки в мебельном магазине и на складе. По независящим от нас обстоятельствам оборудование испорчено. На складе был пожар, а оборудование было там. Закупить новое мы не успели, соответственно и материальной базы сейчас нет. Можно ли как-то расчитывать на послабления в этой ситуации? Куда нужно обратиться? В нашем городе функционирован центр по обращениям ИП, но его закрыли.
Ситуация такая, у меня точка в торговом центре, продажа женской одежды. Работаем до августа, потом закрываемся. Не пошла торговля, просто товар распродаю за лето и всё. Что мне теперь с этой кассой делать, надо ли ставить? Просто представьте, какие затраты впустую, она мне по сути вообще не нужна.
Марина, два варианта: или вы все распродаете до 1 июля 2019 года и закрываетесь до этой даты, или вы ставите онлайн-кассу. Работать без применения ККТ после срока, установленного в законе вы не имеете права. Более того, если ФНС придет с проверкой, вам грозит штраф. Согласно ст. 14.5 КоАП РФ: для ИП от 25 до 50 процентов от суммы расчетов, минимальный — 10 тыс. рублей, для организаций от 75 до 100 процентов от суммы расчетов, минимальный — 30 тыс. рублей.
Онлайн-касса.ру, да, варианты конечно утешающие) В любом случае спасибо за помощь. Но теперь тогда такой вопрос назрел, а если мне через интернет товар продать, мне кассу не нужно же будет ставить? Ро сути отдел то я закрою.Просто до июля никак не получается, а вот платить за кассу и все её составляющие на 1 месяц — это глупо, согласитесь.