Федеральная налоговая служба России начинает учреждать весьма примечательные структуры — оперативные штабы (центры компетенции). Изучим особенности их работы и проанализируем - что полезного они дают предпринимателям в процессе перехода на новый вид контрольно-кассовой техники - так называемые онлайн-кассы.
Что представляют собой оперативные штабы (центры компетенции) Налоговой службы?
Предприниматели, которые озабочены переходом на новый вид ККТ, посещая соответствующий раздел официального сайта налоговой службы России посвященный новому порядку применения контрольно-кассовой техники (ССЫЛКА), в подразделе "О проекте" могли заметить, что имеется возможность получить контактные данные оперативных штабов Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, скачав соответствующий файл в формате XLSX (ССЫЛКА).
Понятие «оперативный штаб» чаще всего воспринимается обывателем как характеристика неких силовых, военизированных структур (собственно, потому, что их представителями соответствующее понятие регулярно употребляется в ходе служебной деятельности). Но в данном случае речь идет об употреблении данного понятия в контексте деятельности государственной структуры, которую в современном виде весьма сложно причислить к силовым — ФНС России.
Безусловно, у налоговиков и силовиков много общего: те и другие охраняют правопорядок (первые — отслеживая налоговые правонарушения), применяют при необходимости к нарушителям предусмотренные законом санкции. Когда-то в России существовала вполне себе силовая налоговая полиция (сейчас ее функции выполняют отдельные подразделения МВД).
Так или иначе, сегодня ФНС — фискальная, а не силовая или военная структура. И потому, традиционное понимание сущности «оперативного штаба» следует применять к деятельности российских налоговиков очень осторожно и для этого больше подходит словосочетание «центр компетенции» (которое используется в заголовке соответствующего файла XLSX).
На уровне общеотраслевых нормативных актов понятие «оперативный штаб» в контексте деятельности ФНС не закреплено. Скорее, этот термин в контексте — неофициальный. Но, тем не менее, он звучит на самом высоком уровне.
Так, на крупной конференции «Онлайн-кассы: новые возможности ритейла», прошедшей весной 2017 года, руководство ФНС РФ высказало тезис о том, что на уровне ведомства необходимо проводить оперативный контроль над тем, как российские торговые предприятия выполняют положения законодательства об онлайн-кассах. Прежде всего — Закона № 54-ФЗ в новейшей редакции. При этом, данный контроль может предполагать и консультативную работу, направленную на содействие предпринимателям во внедрении кассовой инфраструктуры на базе инновационных онлайновых ККТ.
Мы готовы помочь!
Задайте свой вопрос специалисту в конце статьи. Отвечаем быстро и по существу. К комментариям
Функции по осуществлению данного вида контроля предполагается возложить как раз на указанные центры компетенции. При этом, юридически они будут связаны не только с ФНС РФ (хотя и будут иметь отношение к ее деятельности), но также и с другим государственным институтом — Уполномоченным по правам предпринимателей, который подотчетен непосредственно Президенту России. При этом, в каждом регионе РФ действует Уполномоченный по правам предпринимателей в субъектах РФ. На базе их офисов и предполагается разворачивать такие центры компетенции.
Заинтересованность государства в учреждении данных штабов, как отмечают эксперты, может выражаться в самых разных аспектах. Во-первых, это повышение эффективности сбора налогов (как результат — более интенсивное пополнение бюджета). Во-вторых, это возможность проводить анализ большого объема данных о состоянии экономики, благодаря повсеместному внедрению онлайн-касс. Обе опции могут оказаться крайне полезны для государства при выработке экономической стратегии — как на федеральном уровне, так и на уровне регионов.
Конечно, на базе непосредственно ФНС такие оперативные штабы по контролю над реализацией положений Закона № 54-ФЗ на практике также будут функционировать. Они в ряде субъектов РФ уже созданы — например, в Самарской области. Примечательно, что в центр компетенции в данном регионе входят как представители налоговой службы, так и эксперты Уполномоченного по правам предпринимателей в Самарской области.
Изучим на примере данной региональной структуры специфику работы рассматриваемых центров компетенции более подробно.
Их работа в регионах
Оперативный штаб ФНС в Самарской области работает с акцентом на активное использование различных информационных и обучающих ресурсов, каналов обратной связи. Специалисты налоговой службы открыты для взаимодействия с предпринимателями, разрешения возникающих у бизнесов проблемных вопросов касательно пользования ККТ.
В приоритете у оперативного штаба ФНС — сельские районы, поскольку предприниматели здесь могут уделять недостаточно внимания официальной составляющей реформы фискальной системы, по которой бизнесы переходят на онлайн-кассы. Сельские предприниматели могут не владеть достаточной информацией по принципам перехода на инновационные ККТ — особенно, если это предстоит делать в районах с недостаточно развитой коммуникационной инфраструктурой.
Деятельность центров компетенции может разворачиваться в разных форматах. Так, в мае 2017 года в Самарской области они функционировали в формате открытых приемных, мобильных налоговых офисов.
Резюме
Итак, оперативные штабы ФНС — это структуры, учреждаемые самим ведомством или в ходе сотрудничества с другими институтами (например, Уполномоченного по правам предпринимателей) в целях осуществления контроля над реализацией положений Закона № 54-ФЗ в части внедрения онлайн-касс. Они призваны содействовать бизнесам в оснащении торговых объектов онлайн-кассами, разъяснять нюансы пользования данными инновационными решениями, специфику законодательного регулирования расчетов с применением онлайновых ККТ.
По Закону № 54-ФЗ российские бизнесы обязаны применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. Однако, на практике не все торговые фирмы могли успеть приобрести необходимое оборудование в срок. Но если те, кто не успел, имеют на руках заключенный контракт на поставку онлайновых ККТ (или фискальных накопителей в целях модернизации текущей кассовой инфраструктуры), то государство в отношении них пока не будет применять штрафные санкции.
Тем бизнесам, которые еще не внедрили онлайн-кассы, или внедрили — но полноценно не разобрались с особенностями работы данного вида оборудования, содействие центров компетенции также может пригодиться.
Таким образом, фирмам в регионах России, у которых возникают сложности и вопросы при запуске торгового процесса с использованием онлайн-касс, имеет смысл обращаться за содействием в региональные представительства ФНС и Уполномоченного по правам предпринимателей. Возможно, их работа осуществляется в форматах, именуемых иначе, чем «оперативный штаб» или «центр компетенции», но бизнесы вправе ожидать от них полноценного содействия в реализации требований Закона № 54-ФЗ на практике.
Наш каталог продукции
У нас Вы найдете широкий ассортимент товаров в сегментах
кассового, торгового, весового, банковского и офисного оборудования.
Посмотрим насколько это будет функциональным и как они будут работать. Вряд ли в скором времени эта структура заработает как надо и будет приносить пользу. Конечно, хорошо, что это рабочие места и как бы все делается для людей… если это будет действительно так. А так я лучше будут пользоваться услугами моей тех. поддержки по гарантии, за которую я заплатил, это точно будет вернее.
Я не особо понимаю смысл создания таких центров. А на что тогда нам техподдержка касс? Зачем мы с ней заключаем договор? Или это заранее подразумевает факт того, что техподдержка не всегда помогает?Да и неясно вообще, как эта консультативная помощь будет оказываться. Может тоже не дозвониться, с 20-го раза.
Не могли бы вы разъяснить более подробно , как штабы ФНС будут помогать малому бизнесу ? Или наоборот стоит бояться их образования .. по житейскому опыту , давно поняла , чем больше организаций , тем больше штрафов и контроля .
Мария, оперативные штабы ФНС РФ работают для взаимодействие с предпринимателями в разрешении возникающих проблемных вопросов относительно эксплуатации ККТ. Они функционируют и как открытые приемные, и как мобильные налоговые офисы, и как мероприятия в формате «открытых дверей». Прежде всего, работа штабов ФНС нацелена на сельские районы. Формат этой деятельности практически-консультационный, предприниматели могут прийти с проблемой и получить квалифицированную помощь в ее решении.