Федеральная налоговая служба России начинает учреждать весьма примечательные структуры — оперативные штабы (центры компетенции). Изучим особенности их работы и проанализируем - что полезного они дают предпринимателям в процессе перехода на новый вид контрольно-кассовой техники - так называемые онлайн-кассы.
Что представляют собой оперативные штабы (центры компетенции) Налоговой службы?
Предприниматели, которые озабочены переходом на новый вид ККТ, посещая соответствующий раздел официального сайта налоговой службы России посвященный новому порядку применения контрольно-кассовой техники, в подразделе "О проекте" могли заметить, что имеется возможность получить контактные данные оперативных штабов Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, скачав соответствующий файл в формате XLSX.
Понятие «оперативный штаб» чаще всего воспринимается обывателем как характеристика неких силовых, военизированных структур (собственно, потому, что их представителями соответствующее понятие регулярно употребляется в ходе служебной деятельности). Но в данном случае речь идет об употреблении данного понятия в контексте деятельности государственной структуры, которую в современном виде весьма сложно причислить к силовым — ФНС России.
Безусловно, у налоговиков и силовиков много общего: те и другие охраняют правопорядок (первые — отслеживая налоговые правонарушения), применяют при необходимости к нарушителям предусмотренные законом санкции. Когда-то в России существовала вполне себе силовая налоговая полиция (сейчас ее функции выполняют отдельные подразделения МВД).
Так или иначе, сегодня ФНС — фискальная, а не силовая или военная структура. И потому, традиционное понимание сущности «оперативного штаба» следует применять к деятельности российских налоговиков очень осторожно и для этого больше подходит словосочетание «центр компетенции» (которое используется в заголовке соответствующего файла XLSX).
На уровне общеотраслевых нормативных актов понятие «оперативный штаб» в контексте деятельности ФНС не закреплено. Скорее, этот термин в контексте — неофициальный. Но, тем не менее, он звучит на самом высоком уровне.
Так, на крупной конференции «Онлайн-кассы: новые возможности ритейла», прошедшей весной 2017 года, руководство ФНС РФ высказало тезис о том, что на уровне ведомства необходимо проводить оперативный контроль над тем, как российские торговые предприятия выполняют положения законодательства об онлайн-кассах. Прежде всего — Закона № 54-ФЗ в новейшей редакции. При этом, данный контроль может предполагать и консультативную работу, направленную на содействие предпринимателям во внедрении кассовой инфраструктуры на базе инновационных онлайновых ККТ.
Функции по осуществлению данного вида контроля предполагается возложить как раз на указанные центры компетенции. При этом, юридически они будут связаны не только с ФНС РФ (хотя и будут иметь отношение к ее деятельности), но также и с другим государственным институтом — Уполномоченным по правам предпринимателей, который подотчетен непосредственно Президенту России. При этом, в каждом регионе РФ действует Уполномоченный по правам предпринимателей в субъектах РФ. На базе их офисов и предполагается разворачивать такие центры компетенции.
Заинтересованность государства в учреждении данных штабов, как отмечают эксперты, может выражаться в самых разных аспектах. Во-первых, это повышение эффективности сбора налогов (как результат — более интенсивное пополнение бюджета). Во-вторых, это возможность проводить анализ большого объема данных о состоянии экономики, благодаря повсеместному внедрению онлайн-касс. Обе опции могут оказаться крайне полезны для государства при выработке экономической стратегии — как на федеральном уровне, так и на уровне регионов.
Конечно, на базе непосредственно ФНС такие оперативные штабы по контролю над реализацией положений Закона № 54-ФЗ на практике также будут функционировать. Они в ряде субъектов РФ уже созданы — например, в Самарской области. Примечательно, что в центр компетенции в данном регионе входят как представители налоговой службы, так и эксперты Уполномоченного по правам предпринимателей в Самарской области.
Изучим на примере данной региональной структуры специфику работы рассматриваемых центров компетенции более подробно.
Их работа в регионах
Оперативный штаб ФНС в Самарской области работает с акцентом на активное использование различных информационных и обучающих ресурсов, каналов обратной связи. Специалисты налоговой службы открыты для взаимодействия с предпринимателями, разрешения возникающих у бизнесов проблемных вопросов касательно пользования ККТ.
В приоритете у оперативного штаба ФНС — сельские районы, поскольку предприниматели здесь могут уделять недостаточно внимания официальной составляющей реформы фискальной системы, по которой бизнесы переходят на онлайн-кассы. Сельские предприниматели могут не владеть достаточной информацией по принципам перехода на инновационные ККТ — особенно, если это предстоит делать в районах с недостаточно развитой коммуникационной инфраструктурой.
Деятельность центров компетенции может разворачиваться в разных форматах. Так, в мае 2017 года в Самарской области они функционировали в формате открытых приемных, мобильных налоговых офисов.
Резюме
Итак, оперативные штабы ФНС — это структуры, учреждаемые самим ведомством или в ходе сотрудничества с другими институтами (например, Уполномоченного по правам предпринимателей) в целях осуществления контроля над реализацией положений Закона № 54-ФЗ в части внедрения онлайн-касс. Они призваны содействовать бизнесам в оснащении торговых объектов онлайн-кассами, разъяснять нюансы пользования данными инновационными решениями, специфику законодательного регулирования расчетов с применением онлайновых ККТ.
По Закону № 54-ФЗ российские бизнесы обязаны применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. Однако, на практике не все торговые фирмы могли успеть приобрести необходимое оборудование в срок. Но если те, кто не успел, имеют на руках заключенный контракт на поставку онлайновых ККТ (или фискальных накопителей в целях модернизации текущей кассовой инфраструктуры), то государство в отношении них пока не будет применять штрафные санкции.
Тем бизнесам, которые еще не внедрили онлайн-кассы, или внедрили — но полноценно не разобрались с особенностями работы данного вида оборудования, содействие центров компетенции также может пригодиться.
Таким образом, фирмам в регионах России, у которых возникают сложности и вопросы при запуске торгового процесса с использованием онлайн-касс, имеет смысл обращаться за содействием в региональные представительства ФНС и Уполномоченного по правам предпринимателей. Возможно, их работа осуществляется в форматах, именуемых иначе, чем «оперативный штаб» или «центр компетенции», но бизнесы вправе ожидать от них полноценного содействия в реализации требований Закона № 54-ФЗ на практике.
Посмотрим насколько это будет функциональным и как они будут работать. Вряд ли в скором времени эта структура заработает как надо и будет приносить пользу. Конечно, хорошо, что это рабочие места и как бы все делается для людей… если это будет действительно так. А так я лучше будут пользоваться услугами моей тех. поддержки по гарантии, за которую я заплатил, это точно будет вернее.
Я не особо понимаю смысл создания таких центров. А на что тогда нам техподдержка касс? Зачем мы с ней заключаем договор? Или это заранее подразумевает факт того, что техподдержка не всегда помогает?Да и неясно вообще, как эта консультативная помощь будет оказываться. Может тоже не дозвониться, с 20-го раза.
Не могли бы вы разъяснить более подробно , как штабы ФНС будут помогать малому бизнесу ? Или наоборот стоит бояться их образования .. по житейскому опыту , давно поняла , чем больше организаций , тем больше штрафов и контроля .
Мария, оперативные штабы ФНС РФ работают для взаимодействие с предпринимателями в разрешении возникающих проблемных вопросов относительно эксплуатации ККТ. Они функционируют и как открытые приемные, и как мобильные налоговые офисы, и как мероприятия в формате «открытых дверей». Прежде всего, работа штабов ФНС нацелена на сельские районы. Формат этой деятельности практически-консультационный, предприниматели могут прийти с проблемой и получить квалифицированную помощь в ее решении.